12.08.2024 11:44
Персоны.
Просмотров всего: 3573; сегодня: 6.

Первый высотный воздушный таран произведён в начале ВОВ

Первый высотный воздушный таран произведён в начале ВОВ

Утром 11 августа 1941 года с аэродрома в районе г. Калинин на перехват немецкого двухмоторного самолета-разведчика Do-215 (Dornier-215), направлявшегося на большой высоте к железнодорожному узлу Бологое, вылетело дежурное звено одной из эскадрилий 27 истребительного авиационного полка (ИАП) 6 истребительный авиакорпуса (ИАК) Московской зоны ПВО. Дежурными летчиками в тот день были назначены командир звена лейтенант А.Н. Катрич и его ведомый младший лейтенант М.И. Медведев. Однако вскоре у самолета ведомого забарахлил мотор и Медведев вернулся на аэродром. В результате Катрич был вынужден действовать в одиночку.

В процессе набора высоты советский летчик обнаружил инверсионный след, оставленный вражеским самолетом, уходивший курсом на северо-восток. В районе Бологое Катричу удалось догнать Do-215. Немецкий экипаж неоднократно совершал вылеты в наши тыловые районы и действовал довольно скрытно на больших высотах. Получаемые разведывательные данные позволяли германскому командованию осуществлять успешные воздушные налеты на советские военные объекты, бомбить транспортные коммуникации, по которым непрерывно шла переброска на фронт свежих резервов, военной техники и боеприпасов.

Все предыдущие попытки перехватить немецкий разведчик силами 27 ИАП оказывались безуспешными. На этот раз лейтенант А.Н. Катрич принял решение уничтожить врага любой ценой. Не используя кислородной маски (состояние здоровья, по словам летчика, позволяло ему летать на больших высотах), он на высоте 8 км (по другим данным – 9 км) сумел сблизить свой самолет с вражеским на дистанцию открытия огня. Зайдя со стороны солнца, что исключало своевременное обнаружение советского самолета неприятельским экипажем, с расстояния 100 м Катрич выпустил несколько длинных очередей из всех пулеметов, прошив фюзеляж «Дорнье» от правого киля до левого двигателя, в результате чего двигатель задымил. Ответного огня не последовало из-за гибели бортового стрелка немецкого экипажа. Стремясь выйти из зоны атаки советского истребителя, экипаж Do-215 немного снизился и с увеличением скорости стал поворачивать в сторону линии фронта. Лейтенант А.Н. Катрич начал преследовать вражеский самолет. Однако попытка вновь обстрелять его не удалась из-за отказа пулеметов.

В сложившейся обстановке советский летчик принял единственно верное решение – таранить немецкий воздушный разведчик. Хотя сделать это на большой высоте, где воздух разрежён и машина в управлении менее послушна, далеко не просто.

Быстро сближаясь с вражеским самолетом, лейтенант Катрич зашел к нему сзади слева под небольшим углом. Летчик четко рассчитал скорость своего «мига» применительно к скорости вражеского самолета.

В опубликованной позднее статье «Сталинский сокол» описание первого в мире высотного воздушного тарана выглядело в следующем виде: «Он [лейтенант Катрич] видел ослепительно сверкающий диск своего металлического винта и тусклый хвост фашистского самолета. Неуловимым движением он подал машину вперед, прицеливаясь так, чтобы отрубить руль бомбардировщика [разведчика] самыми кончиками металлических лопастей. Он прицелился краем сверкающего диска и подвел его к рулю бомбардировщика, как стальную круглую пилу, вращающуюся с бешенной скоростью. Еще немного вперед, и раздался удар. Металл зазвенел. Машину потянуло на нос и влево. Казалось, прикосновение было очень нежным, но весь истребитель содрогнулся, а бомбардировщик стал разрушаться. На огромной высоте при громадных скоростях слишком велико было напряжение металла. Катрич левой ногой дал крен влево и проскочил над бомбардировщиком. Это было очень трудно, потому что истребитель попал в вихри от его мощных винтов. Несколько секунд истребитель дрожал, как в лихорадке. Он перешел в пике. Катрич спокойно проверил управление, легко овладел своим испытанным самолетом и, делая виражи, стал спускаться на родной аэродром. Когда Катрич прилетел на аэродром, он выскочил и внимательно осмотрел самолет. Все в порядке. Только кончики стальных лопастей винта загнуты и немного расплавлены». Это был первый в мире высотный таран, в котором летчик не только уничтожил вражеский самолет, но и сохранил свою машину.

Вражеский самолет-разведчик, несмотря на отчаянные попытки пилота удержать машину в горизонтальном положении, рухнул возле г. Старица. По немецким данным 11 августа 1941 года из боевого задания не вернулся дальний разведчик Do-215 (W. Nr.0075, L5+LC) из состава разведывательной группы 1.\ObdL люфтваффе. Его экипаж во главе с лейтенантом Р. Родером числился пропавшим без вести. По некоторым сведениям, на борту сбитого самолета также находился командир 165-й разведывательной авиационной группы. Сбитый немецкий разведчик стал первой воздушной победой молодого советского летчика.

Наблюдавший с земли за воздушным боем заместитель командира 6 ИАК майор М.Н. Якушин позднее вспоминал, что «выверенные до миллиметра» действия летчика вызвали у него и всех присутствовавших на командном пункте искренний восторг. «Дорнье» перешел в пикирование, а МиГ-3 продолжил полет, хотя в работе мотора ощущалась сильная вибрация.

За совершенный подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1941 года лейтенанту А.Н. Катрич было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за № 549.

 В дальнейшем он продолжил успешно воевать на фронтах Великой Отечественной войны. В июне 1942 года Алексей Николаевич вступил в командование эскадрильей 12 гвардейского истребительного авиаполка ПВО, а с ноября следующего года до конца войны являлся штурманом того же полка.

Всего за время войны гвардии майор Катрич совершил 258 боевых вылетов и в 27 воздушных боях сбил лично пять и в составе группы девять самолетов противника.

Биография Алексея Николаевича Катрича была типична для летчиков его поколения. Он родился 12(25) октября 1917 года в селе Алексеевка Валковского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. По окончанию Высокопольской средней школы поступил на рабфак при Харьковском зоотехническом институте.

В сентябре 1935 года Алексей Николаевич был призван в ряды Красной армии и по комсомольскому набору отправлен на учебу в Чугуевское военно-авиационное училище летчиков (истребителей), которое он успешно окончил в 1938 году. Молодого офицера распределили в один из авиационных полков Московского военного округа.

Великую Отечественную войну лейтенант А.Н. Катрич встретил в должности летчика 27 истребительного авиационного полка в системе противовоздушной обороны Москвы.

В послевоенный период он продолжил службу в составе Военно-воздушных сил. После окончания в 1950 году с отличием Краснознаменной Военно-воздушной академии в Монино занимал должность командира истребительного авиаполка. Затем был заместителем командира и командиром истребительной авиадивизии. В начале 1957 года получил назначение на должность заместителя командующего 37 воздушной армией по ПВО в Северной группе войск. В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июля 1967 года генерал-лейтенант А.Н. Катрич командовал 24 воздушной армией Группы советских войск в Германии.

За время службы Алексей Николаевич Катрич освоил многие типы реактивных самолетов, в том числе: МиГ-9, Як-15, МиГ-15, -17, -19, Су-9, -17, МиГ-21, Як-25, -28, МиГ-23. Одним из первых в стране он был удостоен почетного звания «Заслуженный военный летчик СССР».

В период с 1973 по 1977 год являлся первым заместителем министра Гражданской авиации СССР. После окончания Высших академических курсов при Военной ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова академии Генерального штаба Вооружённых сил СССР имени К. Е. Ворошилова Алексей Николаевич был назначен заместителем главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств – участников Организации Варшавского договора по ВВС. В течение полугода занимал должность военного консультанта Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

В ноябре 1987 года генерал-полковник авиации Алексей Николаевич Катрич был уволен в отставку. Скончался он 25 ноября 2004 года и был с воинскими почестями похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Алексей Лашков, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории ВАГШ ВС РФ, кандидат исторических наук


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 7974 публикации
Сайт: mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12376615@cmsArticle
Поделиться:

Интересно:

О хирурге и священнике Луке Войно-Ясенецком
19.09.2024 13:07 Персоны
О хирурге и священнике Луке Войно-Ясенецком
Он мог ставить диагнозы, даже когда ослеп. Исцелял, лечил и учил — издано 55 его научных трудов. Очень много проповедовал — выпущено 12 томов проповедей. Всегда помогал неимущим: отдавал им свои вещи, деньги. Событий, произошедших в его жизни, хватило бы на нескольких человек. Рассказываем об...
Более 15 тыс. происшествий с туристами РФ зарегистрировали страховщики
19.09.2024 09:31 Аналитика
Более 15 тыс. происшествий с туристами РФ зарегистрировали страховщики
В Евроинс Туристическое Страхование с мая по август 2024 года зарегистрировали свыше 15 тыс. страховых случаев, по которым оплатили в общей сложности медицинских и иных услуг почти на 300 млн рублей. Где этим летом произошли самые серьезные происшествия с туристами, урегулирование...
Словацкое восстание — это история, которая ещё до конца не написана
19.09.2024 09:23 Интервью, мнения
Словацкое восстание — это история, которая ещё до конца не написана
В этом году исполняется 80 лет с начала освободительного похода Красной армии в Европу. О том, почему Гитлер направил основную часть военной силы на Советский Союз, с чем было связано бережное отношение советских солдат к культурным памятникам Европы в условиях войны, а также о роли...
Южный форпост Руси: как казаки служили в крепости Епифань
18.09.2024 18:11 Аналитика
Южный форпост Руси: как казаки служили в крепости Епифань
В XVI веке крепость Епифань была важным защитным сооружением южных границ государства. Среди охранников крепости было и множество казаков. Они служили внутри острога и выходили в дозоры в дикое поле. За свою службу казаки получали земельные наделы, поэтому вокруг Епифани стали появляться казачьи...
18.09.2024 17:54 Аналитика
Осведомленность бизнес-сообщества о нацпроектах России достигла 93%
За два года уровень осведомленности предпринимателей о национальных проектах России вырос на 7% (с 86% до 93%). Существенно уровень знания увеличился среди представителей среднего бизнеса (46%). Об этом свидетельствуют данные исследования Центра аналитики НАФИ. В его подготовке учитывались...