20.03.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 6969; сегодня: 4.

Галерея "Веллум" представляет: «Книжная графика 1920–1930-х годов» в Литературном музее

Государственный Литературный музей и Галерея «Веллум» приглашают на выставку «Книжная графика 1920–1930-х годов». С 20 марта по 10 апреля в Доме Остроухова (Трубниковский пер., 17)

Выставка открывает одну из малоизвестных страниц истории графического искусства России ХХ века. В центре внимания кураторов – наследие двух мастеров книжной иллюстрации, Меера Аксельрода и Менделя Горшмана. Их произведения, практически не знакомые сегодняшнему зрителю, своеобразно перекликаются с дополнившей экспозицию серией работ Ефросиньи Ермиловой-Платовой.

Около половины из 60 экспонатов демонстрируются впервые.

Художников-земляков Меера Моисеевича Аксельрода (1902–1970) и Менделя Хаимовича Горшмана (1902–1972) объединяла учеба во Вхутемасе, принадлежность к арт-группировкам 1920-х – «Четыре искусства» и ОСТ (Общество художников-станковистов), а равно интерес к русско-еврейской литературе, ставшей одной из центральных тем их творчества. На Полиграфическом факультете легендарного художественного вуза нового типа – Вхутемаса-Вхутеина – они учились у В.А.Фаворского. Школа выдающегося мастера, крупнейшего среди советских графиков, четко прослеживается в их работах.

Оба художника начали выставляться в середине 1920-х годов, а вскоре уже вели преподавательскую деятельность: Аксельрод – во Вхутеине и Текстильном институте в Москве, Горшман – в ленинградском Вхутеине. В 1930–1931 годах они входили в творческую бригаду, отражавшую жизнь еврейских переселенцев на Украине, в Крыму и Биробиджане. По материалам этих поездок исполнены жанровые зарисовки, серии портретов и пейзажей. Несколько таких произведений М.Аксельрода включены в экспозицию. Однако в 1930–1940-е годы мастер был вынужден переключиться на книжную графику и театрально-декорационное искусство, т.к. его станковые работы все реже стали принимать на выставки. Художник, известный ныне серией картин «Воспоминания о старом Минске», оформил десятки книг, включая произведения Данте Алигьери, П.Мериме, Шолом-Алейхема, Л.Квитко и др.

В основу экспозиции легли иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема и еврейским народным сказкам, созданные М.Аксельродом, а также впервые показанные авторские эскизы М.Горшмана для оформления книги Ихила Шрайбмана «Три лета» (1946). Работу над ней автор начал еще в 1930-е годы, когда получил известность как иллюстратор, выполнявший заказы Гослитиздата, Детгиза и других издательств. Мастер активно сотрудничал с издательством «Дер Эмес» и оформил ряд книг на языке идиш, в частности сочинения еврейских классиков Менделе Мойхер-Сфорима (Менделе-Книгоноши), Ицхака Переца, Шолом-Алейхема. В 1960-е годы Горшман стал одним из ведущих иллюстраторов книг на идиш и журнала «Советиш геймланд», а также изданий еврейской классической литературы в переводе на русский язык.

В настоящее время работы М.Аксельрода и М.Горшмана хранятся в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Русском музее и многих других собраниях России, а также в Израиле. Тем не менее творчество этих мастеров остается малоизвестным широкой аудитории. Выставка призвана восполнить этот пробел.

К той же арт-генерации принадлежит Ефросинья Федосеевна Ермилова-Платова (1895-1974). Творчеству художницы, испытавшей влияние И.И.Машкова, Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, А.А.Экстер, присущи экспрессия, эмоциональная заостренность, эскизная манера письма. Стилистика представленных работ отражает ее увлечение кубизмом и неопримитивизмом. Сегодня наследие Е.Ф.Ермиловой-Платовой входит во многие музейные собрания, включая коллекции Русского музея и ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Пейзажные и жанровые зарисовки Ермиловой-Платовой, созданные в конце 1920-х годов, служат выразительной иллюстрацией непарадной стороны жизни СССР той эпохи. Демонстрация их в стенах Литературного музея стала первой публикацией: прежде эти листы не выставлялись.

Выставка организована Государственным Литературным музеем совместно с Галереей «Веллум».


Ньюсмейкер: Галерея Веллум — 25 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...