14.09.2017 15:39
Аналитика.
Просмотров всего: 20677; сегодня: 3.

Ричард Тиле, Франц Опитц и развитие русской фотографии

Одно из значительнейших изобретений человечества - фотография - в XIX веке в России, как и во всем мире, стала неотъемлемой частью культурной жизни. Ее развитие во многом определил русский изобретатель и инженер саксонского происхождения Ричард Юльевича Тиле (1833-1911). В анналы фотографии и фототехники он вошел прежде всего как конструктор первых панорамных многообъективных фотокамер и автор ряда исследований в области аэрофотограмметрии (определение форм, размеров и положения объектов по их фотографическому изображению).

После окончания Дрезденского художественного училища в 1865 г. Тиле обосновался в Москве, где поступил на службу в одно из самых знаменитых и престижных фотоателье Российской империи - «Шерер, Набгольц и Ко», коллективные работы которого удостоились бронзовой медали на Политехнической выставке 1872 года. Деятельная натура и пытливый ум Тиле требовали большей свободы действий, и он решает открыть самостоятельное дело: «Желаю открыть в г. Москве фотографическое заведение на Кузнецком мосту, в доме князя Гагарина, где прежде находилось фотографическое заведение Панина; имею честь просить Ваше сиятельство… сделать распоряжение о выдаче установленного свидетельства. Саксонский подданный Ричард Тиле. 17 ноября 1879 г. Москва. Жительство имею: угол Маросейки и Козьмодемьяновского переулка, дом Леоновых, кв. 11» . Свидетельство № 1537 на право работ было выдано Р.Ю. Тиле 30 ноября 1879 г. В 1881 г. на бланках фирмы сообщалось, что Р.Ю. Тиле — «главный фотограф Общества русских врачей». С 1882 г. и до 5 мая 1886 г. совладельцем заведения был выпускник Императорской Академии художеств, классный художник Франц Осипович Опитц. Фирма называлась «Тиле и Опитц». Удачные работы фирмы были отмечены в обзорной статье В.И. Срезневского о фотографической выставке 1882 г.: «Нельзя не остановиться с особенным вниманием на фотографических снимках Московской городской больницы св. Владимира, исполненных фотографами Тиле и Опитц в Москве (Кузнецкий мост, № 13). Они исполнены в очень большом размере (около 45×30 см)». 30 апреля 1886 года совместное ателье было закрыто, Художник Опитц принял на себя все заведение и перевел его в помещение фотографии А. Эйхенвальда, находящейся в Пассаже Попова на Кузнецком мосту». Там и работал до июля 1887 г., пока не подыскал подходящего здания. А 6 августа 1887 г. Опитц пригласил посетителей в свое новое ателье: «Честь имею довести до всеобщего сведения об открытии мною фотографии. Принимаются заказы на всевозможные фотографические работы. Специальность — снятие копий со всевозможных старых испорченных оригиналов. Причем честь имею известить, что все негативы, снятые в фотографии бывшей фирмы „Тиле и Опитц“ (на Кузнецком мосту, дом кн. Гагарина), находятся у меня и принимаются по ним заказы, а также за всеми готовыми по невзятии еще заказами той же фирмы, покорнейше прошу обращаться исключительно в мое фотографическое заведение на Петровке, в дом г-жи Самариной, против Петровского монастыря», — обратился художник со страниц «Московских ведомостей». Долгие годы ателье находилось на Петровке, в доме Самарина, № 25. В 1906 г. хозяином заведения стал преемник Франца Осиповича Опитца — Дмитрий Никанорович Карелин (член РФО с 1904 г.), который был его владельцем до 1917 г. Заведение располагалось по тому же адресу и называлось в честь прежнего владельца «Опитц». Фотографий работы Ф.О. Опитца сохранилось большое количество. Портреты, выполненные им, ценил А.П. Чехов.

Ну, а Ричард Тиле, оставшись без компаньона, продолжал работы в своем заведении по прежнему адресу: Кузнецкий мост, дом князя Гагарина. На обороте бланков появился такой текст: «Фотограф двора Его Величества короля Саксонского, Общества русских врачей и Московского общества любителей художеств».

В 1887 г. Р.Ю. Тиле получил звание придворного фотографа. В конце года, 23 декабря, он сообщает о новом моментальном способе съемки портретов: «Придворный фотограф-художник Р. Тиле, Москва, Кузнецкий мост, № 13, принимает заказы на моментальные снимки вечером при свете магния! Особенно рекомендую к предстоящим праздникам снимки детей около ёлки, семейных, театральных, костюмированных групп и живых картин. Образцы выставлены». К этому времени относятся первые опыты Тиле по съемке театральных спектаклей при свете магния. В Большом театре сделал удачные снимки сцен из феерии «Волшебные пилюли» и оперы «Отелло»; эти фотографии даже «фигурировали на одной из петербургских выставок».

«Однако способ, примененный г-ном Тиле, представлял крайнюю опасность для театра в отношении пожара, а экспонированные снимки были так им сильно ретушированы, что нельзя было определить, что именно дала фотография и что исправлено художником». Снимать сцены или целые спектакли московских театров фотографы начали с 1890 г. И все-таки, несмотря на всевозможные достижения в этой области, они любили и практиковали съемку театральных сцен в своих собственных заведениях, куда приглашали актеров; в Москве, к сожалению, при театрах не было фотостудий. Иная картина была в Петербурге: в 1890 г. в правом крыле Мариинского театра открылось фотоателье Императорских театров. Оно занимало сразу три этажа .

В 1888 г. в Москве был издан труд Р.Ю. Тиле «Руководство к печатанию фотографии жирными красками фотоавтокопистом. Пер. с франц. с прибавлением собственных опытов художника-фотографа Р. Тиле».

На юбилейной фотографической выставке 1889 г. в Петербурге придворному фотографу Р.Ю. Тюле была присуждена медаль Императорского Русского технического общества «…за превосходные работы по разнообразным отраслям фотографии и ее применений…» Журнал «Фотографический вестник» отмечал: «Интересные фотографии, относящиеся к физиологии (развитие зародыша, различные состояния гипнотизированного и пр.), доставил Тиле, относительно которого следует заметить, что по разнообразию и в то же время превосходству своих работ он составляет редкость между профессионалами светописцами».

В 1892 г. Тиле открыл при фотографии и фототипию. В начале ноября 1892 г. он дал объявление в «Русских ведомостях»: «Фотография и фототипия художника Р.Ю. Тиле переведена на угол Петровки и Газетного переулка, дом Михалкова» .

23 ноября 1892 г. на заседании Московского отдела Русского технического общества Р.Ю. Тиле выступил с рефератом на тему «Возможно ли получить в глазу убитого оптограмму убийцы?» Реферат был опубликован в том же году.

После 1896 г. фотограф уже не работал в Москве: он был приглашен на заведование фототопографическими работами Министерства путей сообщения в Петербурге; потом был командирован за границу для изучения этого метода. Вернувшись из командировки, возглавил фототопографическую часть экспедиции «по изысканию железных дорог в Забайкалье, Закавказье и в Персии».

Константин Владимирович Чибисов (1897–1988; член РФО с 1918 г.) в своих очерках об истории фотографии так характеризует Р.Ю. Тиле: «…пионер аэрофототопографии и инженерной фотограмметрии в России, в поисках повышения производительности фотоаппарата создал в 1898 г. панорамограф — комплексную фотокамеру с семью объективами, из которых один — центральный — плановый, а остальные шесть — перспективные. При помощи боковых камер, расположенных под углом 30°, получались перспективные снимки видимого горизонта, которые обрабатывались в другом приборе, также конструкции Тиле, — перспектометре; в результате получали ортогональный план местности. Следует заметить, что описанные приборы появились раньше, чем аналогичные во Франции и Австрии». В конструкциях панорамографов разных лет (всего Тиле разработал шесть модификаций своего аэрофотографического аппарата) применялись залинзовые электомагнитные гильотинный или ротационный затворы модулей. Они были снабжены системой автоматического управления. Взвод осуществлялся вручную, а спуск - автоматически при достижении панорамографом заданной высоты в тот момент, когда ось центрального модуля оказывалась перпендикулярной к земной поверхности. Задачу точного горизонтирования камеры решал электронивелир, в котором чувствительным элементом, отрабатывающим рассогласование, служил маленький ртутный шарик. Затворы и электронивелир питались от батареи на сухих элементах. Требуемую высоту подъема фотокамеры обеспечивали с помощью часового механизма, в нужный момент приводящего в действие электробатарею.

Панорамограф Тиле позволял делать, как мы уже указала, одновременно сразу семь снимков - центральный (плановый) и шесть боковых (перспективных). Они образовывали в пространстве правильную усеченную шестигранную пирамиду, которая при развертке на плоскости трансформировалась в половину правильного двенадцатиугольника. Для приведения перспективных изображений к ортогональной проекции и повышения точности построения планов местности служил специальный прибор - перспектометр, изобретенный Р. Ю. Тиле в 1898 году. Слово «прибор» в отношении перспектометра Тиле применимо только к самым первым годам существования техники аэрофотосъемки: в представлении современных специалистов это - «всего лишь пространственная палетка». Но решение по тем временам оказалось весьма остроумным и эффективным.

«Перспектометр есть прозрачный лист целлулоида, покрытый сеткою перспективных квадратов (трапеций)». Сначала он вычерчивался в увеличенном масштабе «на плотной бумаге или бристоле (...) по данным фокусному расстоянию и углу наклона оптической оси». Затем его фотографировали и изготавливали диапозитив уже в требуемом масштабе. Далее перспектометр впечатывался в переведенный на бумагу снимок, с которого уже и чертились планы местности.

Работы Р.Ю. Тиле: «Фотография в современном развитии», в трех томах, и «О быстрой и точной съемке дельты р. Волги. (Доклад, читанный в заседании Российского общества рыбоводов и рыболовов 2 декабря 1906 г.)» — были изданы в Петербурге в 1907-1909 гг.

Незадолго до своей смерти Тиле читал лекции по фотографии. 18 января и 5 февраля 1911 г., как сообщил журнал «Вестник фотографии», он сделал два доклада по фотограмметрии. Первый — «Приложение фотограмметрии к изучению памятников старины" — состоялся в Историческом музее на заседании Археологического общества, второй — в Политехническом музее, на собрании Общества любителей естествознания и его Географического отделения, и был озаглавлен «Фотограмметрия и ее приложение в географии и естествознании». Имя Р.Ю. Тиле неразрывно связано с историей развития фотограмметрии в России.

Умер Р.Ю. Тиле в Москве 16 декабря 1911 г., прожив 68 лет; похоронен на Введенском кладбище.

А фотографическое заведение Р.Ю. Тиле купил Дмитрий Иванович Песчанский в конце 1897 г . В первые два года — в 1898-м и 1899-м — фотоателье носило название «Леонард, бывшая Тиле». С 1900 г. устанавливается новое название фирмы — «Художественная, бывшая Тиле», а в следующем году в рекламном тексте на обороте бланка Песчанский сообщает о том, что теперь это «Придворная фотография Художественная, бывшая Тиле» и что он — «контрагент Московской частной оперы, Экономического общества офицеров, Российского фармацевтического общества». Последним годом работы фирмы «Художественная, бывшая Тиле», или «Художественная фотография», стал 1910-й. М. Белицкий и Г.Н. Глезер в книге «Рассказы об открытках» писали о фотографии Дмитрия Песчанского: «…за вывеской преуспевающего фотографа скрывалось нечто другое. Эта фотография была хорошо приспособлена для конспирации и служила местом для явок, собраний, конференций, там же хранилась литература, оружие (после декабрьского восстания) и некоторые вещи, принадлежавшие Военно-техническому бюро. За период времени 1905–1906 гг. Михаил Михайлович Чемоданов [6] передал для размножения и распространения до 30 карикатур на острополитические темы против самодержавия („К правительственному расследованию курского избиения“, „Устои самодержавия“, „Крестовый поход на интеллигенцию“, „Царская милость русскому народу“, „Последний портрет последнего Романова“, „Миропомазанный штемпель“ и др.).

Оригиналы карикатур безвозмездно представлялись, с тем чтобы денежные суммы от распространения напечатанных с них открыток поступали на революционные цели».

Работ Д.И. Песчанского сохранилось много. Им были отсняты целые сцены из спектаклей Московской частной оперы, по которым он выпускал большое количество фототипий.


Мужское фото, фотограф Франц Опитц, Москва.
Мужское фото, фотограф Франц Опитц, Москва.


Ньюсмейкер: HisDoc.Ru История России в документах — 32 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...