22.05.2014 19:40
Новости.
Просмотров всего: 16979; сегодня: 3.

Выступление Примакова Е.М. на заседании «Меркурий-клуба»

Уважаемые коллеги, друзья, товарищи! Сегодняшняя тема, вынесенная на обсуждение членов и гостей, приобретает особую значимость. От регионов во многом зависит обеспечить крайне важный рост экономики, давайте говорить прямо, ее выход из рецессии.

Без возрастающей экономической роли регионов не обойтись в необходимой реиндустриализации, развитии на инновационной основе машиностроения. Регионы должны обеспечить приемлемый уровень занятости, особенно в моногородах. В общем и целом от регионов зависит успех требуемых перемен в структуре нашей экономики, перевод ее на инновационные рельсы.

Роль наших регионов возрастает в результате событий, связанных с кризисом на Украине. С одной стороны, необходима мобилизация всех имеющихся ресурсов, включая акцент на импортозамещении, для противостояния экономическим санкциям. С другой, нужно извлекать уроки из украинских событий для нашего федерального развития. Еще контрастнее выглядит необходимость неразрывной связи между назревшей экономической децентрализацией и укреплением роли федерального центра, скрепляющего страну в единое целое. Речь идет прежде всего о принятии экономических решений на основе баланса интересов центра и периферии.

Нынешнее экономическое состояние большинства субъектов Российской Федерации вызывает тревогу. За последние восемь лет в России вдвое сократилось число регионов-доноров. Не менее опасна и другая тенденция - резкий рост дефицита бюджетов субъектов Федерации. По итогам 2013 года он достиг 642 миллиардов рублей, что в 3,3 раза превысило прогнозы Министерства финансов.

Экономическое положение преобладающего числа регионов и муниципалитетов ухудшается: не виден поворот к лучшему сейчас пока. Если передаются определенные функции регионам, то необходимо адекватное финансирование, а его пока нет. Особенно болезненно для регионов сказалась ситуация, когда из центра на их плечи переложили исполнение майских указов Президента, переведя им явно недостаточные для этого финансовые средства. В результате многие регионы и муниципалитеты погружаются в пучину растущей кредитной задолженности. Такой рост долгов отнюдь не отражает развитие регионов, как предполагают некоторые наши руководители. Полученные кредиты идут не на инвестиции, а, как правило, за счет инвестиций на покрытие тех обязательств, которые спускаются из правительства.

Между тем в 2014 году регионы должны погасить более 430 миллиардов рублей коммерческого долга, а к концу 2016 года на его обслуживание придется тратить каждый шестой рубль доходов. Под силу ли это преобладающему большинству регионов? Совершенно ясно, что самостоятельно они решить эту задачу не смогут. Пока трудно сказать, какое решение предлагается финансовым блоком правительства для решения этой задачи.

По словам председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2013 году собственными доходами без учета субвенций свои расходы могли обеспечить лишь четыре региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. До сих пор не удалось реально продвинуться в преодолении регионального неравенства.

Где выход из создавшегося положения? Совершенно очевидно, что призваны ответить на этот вопрос участники сегодняшнего обсуждения. Со своей стороны назову лишь несколько проблем.

Во-первых, это отказ от унитарно-федеративного подхода, которым подчас руководствуются финансовые органы страны. Необходима состоятельность регионов и муниципалитетов в финансовом плане. Это требует прежде всего закрепление за субъектами Федерации и органами местного самоуправления значительных источников налоговых поступлений. Нужно претворить в жизнь положение, при котором федеральный центр на постоянной основе должен делить с субъектами Федерации доходы в пропорции 50 на 50. В прошлом это было закреплено законодательно, но от этого правила быстро отступили.

Во-вторых, финансовая поддержка из центра должна сопровождаться созданием наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций в регионы. Конечно, в этом плане большая роль принадлежит и самим субъектам Федерации, но нужно для этого развязать им руки.

Это не должно, естественно, отводить на второй план ответственность субъектов Федерации и муниципалитетов за эффективность использования бюджетных средств, за борьбу с коррупцией, за оптимизацию расходов и т.д.

В-третьих, существующее экономическое неравенство субъектов Федерации делает еще более важным проблемы продуманного центром размещения производительных сил на территории нашей страны. Президент Путин назвал развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири основным проектом XXI века. Но до сих пор нет комплексного, хочу это подчеркнуть, комплексного плана решения этой поистине исторической задачи.

О необходимости такого комплексного плана говорится, но этого пока мало, хотя положительные изменения и наблюдаются и о них нужно сказать. Недавно, например, на заседании правительственной комиссии выступил глава Минвостокразвития Александр Галушка. Он перечислил 16 наиболее эффективных проектов, которые находятся в высокой степени готовности, но не запускаются из-за проблем с инфраструктурой. Министр предложил правительству профинансировать инфраструктуру для инвесторов. Причем на каждый поступивший из бюджета рубль на эти вот проекты дается 17 рублей неправительственными источниками, компаниями. На инфраструктуру предлагается затратить средства Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Среди компаний, я хочу назвать эти компании, представляющих проекты, это очень серьезные компании, "Роснефть", "Норильский никель", "Металлоинвест", "Полюс золото". Наконец-то делается крен в сторону того, что наблюдается отход от чисто концептуальных подходах, к конкретным инвестиционным проектам. Это очень важный поворот. Причем, здесь есть над чем задуматься. Площадь региона, которым занимается Минвостокразвития, почти половина России, но проживают здесь всего 7,5 процента населения страны, а доля обрабатывающей промышленности составляет 3 процента от общероссийской.

Недавно были созданы несколько территориальных министерств в правительстве Федерации. Они занимаются территориями Дальнего Востока и Восточной Сибири, Крымом, а теперь и Северным Кавказом. Таким образом, эти министерства являются проблемными.

Представляется, что создание территориальных министерств - разумный шаг, в том числе для изменения принятия решений по территориям на правительственном уровне. За федеральные целевые программы и другие государственные проекты отвечают ныне все министерства правительства, имеющие к этому отношение. Такой подход даже в условиях координации на уровне заместителя Председателя правительства оказался в немалой степени безответственным. Теперь положение должно меняться. Представляется, что территориальные министерства должны находиться в центре осуществления того или иного государственного проекта и на них должны в своей части работать другие министерства правительства.

Сложится ли такая система - покажет в будущем. И дело здесь не в простом признании координирующей роли территориальных министерств. По словам руководителя Счетной палаты, Минвостокразвитию предоставлено лишь 2,4 процента ассигнований по программе Дальнего Востока. Может ли в таких условиях это министерство диктовать выполнение программ других министерствах и играть координирующую роль? Конечно, не может.

К тому же сегодня у нас прибавилось два субъекта Федерации - Крым и Севастополь, что, несомненно, должно способствовать всемерному вниманию к отношениям между различными федеральными уровнями.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...