12.08.2024 11:44
Персоны.
Просмотров всего: 3407; сегодня: 18.

Первый высотный воздушный таран произведён в начале ВОВ

Первый высотный воздушный таран произведён в начале ВОВ

Утром 11 августа 1941 года с аэродрома в районе г. Калинин на перехват немецкого двухмоторного самолета-разведчика Do-215 (Dornier-215), направлявшегося на большой высоте к железнодорожному узлу Бологое, вылетело дежурное звено одной из эскадрилий 27 истребительного авиационного полка (ИАП) 6 истребительный авиакорпуса (ИАК) Московской зоны ПВО. Дежурными летчиками в тот день были назначены командир звена лейтенант А.Н. Катрич и его ведомый младший лейтенант М.И. Медведев. Однако вскоре у самолета ведомого забарахлил мотор и Медведев вернулся на аэродром. В результате Катрич был вынужден действовать в одиночку.

В процессе набора высоты советский летчик обнаружил инверсионный след, оставленный вражеским самолетом, уходивший курсом на северо-восток. В районе Бологое Катричу удалось догнать Do-215. Немецкий экипаж неоднократно совершал вылеты в наши тыловые районы и действовал довольно скрытно на больших высотах. Получаемые разведывательные данные позволяли германскому командованию осуществлять успешные воздушные налеты на советские военные объекты, бомбить транспортные коммуникации, по которым непрерывно шла переброска на фронт свежих резервов, военной техники и боеприпасов.

Все предыдущие попытки перехватить немецкий разведчик силами 27 ИАП оказывались безуспешными. На этот раз лейтенант А.Н. Катрич принял решение уничтожить врага любой ценой. Не используя кислородной маски (состояние здоровья, по словам летчика, позволяло ему летать на больших высотах), он на высоте 8 км (по другим данным – 9 км) сумел сблизить свой самолет с вражеским на дистанцию открытия огня. Зайдя со стороны солнца, что исключало своевременное обнаружение советского самолета неприятельским экипажем, с расстояния 100 м Катрич выпустил несколько длинных очередей из всех пулеметов, прошив фюзеляж «Дорнье» от правого киля до левого двигателя, в результате чего двигатель задымил. Ответного огня не последовало из-за гибели бортового стрелка немецкого экипажа. Стремясь выйти из зоны атаки советского истребителя, экипаж Do-215 немного снизился и с увеличением скорости стал поворачивать в сторону линии фронта. Лейтенант А.Н. Катрич начал преследовать вражеский самолет. Однако попытка вновь обстрелять его не удалась из-за отказа пулеметов.

В сложившейся обстановке советский летчик принял единственно верное решение – таранить немецкий воздушный разведчик. Хотя сделать это на большой высоте, где воздух разрежён и машина в управлении менее послушна, далеко не просто.

Быстро сближаясь с вражеским самолетом, лейтенант Катрич зашел к нему сзади слева под небольшим углом. Летчик четко рассчитал скорость своего «мига» применительно к скорости вражеского самолета.

В опубликованной позднее статье «Сталинский сокол» описание первого в мире высотного воздушного тарана выглядело в следующем виде: «Он [лейтенант Катрич] видел ослепительно сверкающий диск своего металлического винта и тусклый хвост фашистского самолета. Неуловимым движением он подал машину вперед, прицеливаясь так, чтобы отрубить руль бомбардировщика [разведчика] самыми кончиками металлических лопастей. Он прицелился краем сверкающего диска и подвел его к рулю бомбардировщика, как стальную круглую пилу, вращающуюся с бешенной скоростью. Еще немного вперед, и раздался удар. Металл зазвенел. Машину потянуло на нос и влево. Казалось, прикосновение было очень нежным, но весь истребитель содрогнулся, а бомбардировщик стал разрушаться. На огромной высоте при громадных скоростях слишком велико было напряжение металла. Катрич левой ногой дал крен влево и проскочил над бомбардировщиком. Это было очень трудно, потому что истребитель попал в вихри от его мощных винтов. Несколько секунд истребитель дрожал, как в лихорадке. Он перешел в пике. Катрич спокойно проверил управление, легко овладел своим испытанным самолетом и, делая виражи, стал спускаться на родной аэродром. Когда Катрич прилетел на аэродром, он выскочил и внимательно осмотрел самолет. Все в порядке. Только кончики стальных лопастей винта загнуты и немного расплавлены». Это был первый в мире высотный таран, в котором летчик не только уничтожил вражеский самолет, но и сохранил свою машину.

Вражеский самолет-разведчик, несмотря на отчаянные попытки пилота удержать машину в горизонтальном положении, рухнул возле г. Старица. По немецким данным 11 августа 1941 года из боевого задания не вернулся дальний разведчик Do-215 (W. Nr.0075, L5+LC) из состава разведывательной группы 1.\ObdL люфтваффе. Его экипаж во главе с лейтенантом Р. Родером числился пропавшим без вести. По некоторым сведениям, на борту сбитого самолета также находился командир 165-й разведывательной авиационной группы. Сбитый немецкий разведчик стал первой воздушной победой молодого советского летчика.

Наблюдавший с земли за воздушным боем заместитель командира 6 ИАК майор М.Н. Якушин позднее вспоминал, что «выверенные до миллиметра» действия летчика вызвали у него и всех присутствовавших на командном пункте искренний восторг. «Дорнье» перешел в пикирование, а МиГ-3 продолжил полет, хотя в работе мотора ощущалась сильная вибрация.

За совершенный подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1941 года лейтенанту А.Н. Катрич было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за № 549.

 В дальнейшем он продолжил успешно воевать на фронтах Великой Отечественной войны. В июне 1942 года Алексей Николаевич вступил в командование эскадрильей 12 гвардейского истребительного авиаполка ПВО, а с ноября следующего года до конца войны являлся штурманом того же полка.

Всего за время войны гвардии майор Катрич совершил 258 боевых вылетов и в 27 воздушных боях сбил лично пять и в составе группы девять самолетов противника.

Биография Алексея Николаевича Катрича была типична для летчиков его поколения. Он родился 12(25) октября 1917 года в селе Алексеевка Валковского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. По окончанию Высокопольской средней школы поступил на рабфак при Харьковском зоотехническом институте.

В сентябре 1935 года Алексей Николаевич был призван в ряды Красной армии и по комсомольскому набору отправлен на учебу в Чугуевское военно-авиационное училище летчиков (истребителей), которое он успешно окончил в 1938 году. Молодого офицера распределили в один из авиационных полков Московского военного округа.

Великую Отечественную войну лейтенант А.Н. Катрич встретил в должности летчика 27 истребительного авиационного полка в системе противовоздушной обороны Москвы.

В послевоенный период он продолжил службу в составе Военно-воздушных сил. После окончания в 1950 году с отличием Краснознаменной Военно-воздушной академии в Монино занимал должность командира истребительного авиаполка. Затем был заместителем командира и командиром истребительной авиадивизии. В начале 1957 года получил назначение на должность заместителя командующего 37 воздушной армией по ПВО в Северной группе войск. В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июля 1967 года генерал-лейтенант А.Н. Катрич командовал 24 воздушной армией Группы советских войск в Германии.

За время службы Алексей Николаевич Катрич освоил многие типы реактивных самолетов, в том числе: МиГ-9, Як-15, МиГ-15, -17, -19, Су-9, -17, МиГ-21, Як-25, -28, МиГ-23. Одним из первых в стране он был удостоен почетного звания «Заслуженный военный летчик СССР».

В период с 1973 по 1977 год являлся первым заместителем министра Гражданской авиации СССР. После окончания Высших академических курсов при Военной ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова академии Генерального штаба Вооружённых сил СССР имени К. Е. Ворошилова Алексей Николаевич был назначен заместителем главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств – участников Организации Варшавского договора по ВВС. В течение полугода занимал должность военного консультанта Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

В ноябре 1987 года генерал-полковник авиации Алексей Николаевич Катрич был уволен в отставку. Скончался он 25 ноября 2004 года и был с воинскими почестями похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Алексей Лашков, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории ВАГШ ВС РФ, кандидат исторических наук


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 7826 публикаций
Сайт: mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12376615@cmsArticle
Поделиться:

Интересно:

Татьяна Смирнова - старейший действующий художник-модельер России
11.09.2024 15:48 Мероприятия
Татьяна Смирнова - старейший действующий художник-модельер России
12 сентября 2024 года состоится уникальное событие в мире российской моды - торжественная церемония, посвящённая присвоению Книгой рекордов Гиннеса России статуса "Старейший действующий художник-модельер России" Татьяне Игоревне Смирновой. Церемония проводится в связи с 70-летием профессиональной...
Об истории казачества расскажет передвижная выставка
11.09.2024 15:41 Мероприятия
Об истории казачества расскажет передвижная выставка
Гордые, неукротимые воины или верная гвардия императора? Русский музей в Мраморном дворце впервые представляет масштабную экспозицию, посвященную теме казачества. Герои своего времени становились центральными персонажами на полотнах Ильи Репина и Василия Поленова, Валентина Серова и Василия...
К годовщине завершения Итальянского похода Суворова
11.09.2024 09:15 Новости
К годовщине завершения Итальянского похода Суворова
Итальянский поход Суворова — боевые действия русско-австрийской армии во главе с А.В. Суворовым против французских войск в северной Италии в апреле – августе 1799 г. Поход явился частью войны Второй коалиции, состоявшей из Англии, Австрии, Неаполя, России и Османской империи против...
Сражение у Тендры в 1790 году
11.09.2024 09:06 Новости
Сражение у Тендры в 1790 году
11 сентября в России отмечают День воинской славы — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра. Как адмирал Федор Ушаков лишил турецкий флот трех линейных кораблей, не потеряв ни одного своего Победа у мыса Тендра неподалеку от нынешней...
За что в СССР ценили Черняховского?
10.09.2024 17:56 Персоны
За что в СССР ценили Черняховского?
Грамотный, умелый, опытный, не дожидался приказов сверху - так об Иване Черняховском говорили сослуживцы. Он не дожил пяти дней до маршальских погон, трех месяцев до Победы. Что успел совершить самый молодой командующий фронтом во время Великой Отечественной? - Буквально в первых боях он уничтожил...